Роль гражданского общества в мониторинге программ, координации и контроле за надлежащим внедрением
Гражданское общество, в первую очередь люди, живущие с заболеваниями, и члены ключевых сообществ, наиболее заинтересовано в точной постановке задач по обеспечению доступа к профилактике и лечению. Правильный расчет потребности в профилактических, диагностических и медицинских услугах позволяет выделить достаточные средства и обеспечить профилактикой, диагностикой и лечением всех нуждающихся. Общественные организации, работающие в тесном контакте с уязвимыми группами, могут достаточно точно оценивать численность целевой группы и потребности потенциальных клиентов в разного рода услугах. Такая информация необходима для расчета потребности в персонале, медикаментах и товарах, используемых в профилактических и лечебных программах.
В процессе работы приходится постоянно отслеживать изменения ситуации и актуальное положение дел в программе, чтобы своевременно приспосабливаться к изменениям. К таковым относятся растущий или падающий спрос на услуги, изменившиеся потребности клиентов, появление новых групп клиентов, а также изменения политики или тактики работы с целевыми группами со стороны общественных институтов и учреждений, например, со стороны правоохранительных органов. Собрать информацию такого рода без участия представителей уязвимых сообществ практически невозможно.
Приведем примеры информации, сбор которой важен для реализации программ снижения вреда для ЛУН и которая собирается с привлечением к участию самих же ЛУН:
1. Наиболее часто употребляемые типы наркотических веществ. Современные наркосцены подвержены быстрым переменам. Новые наркотические вещества, попадая на новые рынки могут модифицироваться и использоваться специфическим для того или иного региона образом. Следует регулярно собирать информацию у сотрудников и клиентов об изменениях в наркосцене, появлении новых наркотиков, методов их приготовления, распространения и употребления;
2. Манипуляции при приготовлении, распределении и употреблении наркотика, связанные с риском возможного инфицирования ВИЧ и другими инфекциями. Организации, предоставляющие услуги ЛУН, должны детально понимать все возможные риски, связанные со всеми манипуляциями с наркотическими веществами, прекурсорами, инъекционным инструментом и другим оборудованием во время приготовления, транспортировки, распределения и употребления наркотиков. Желательно иметь опись таких манипуляций и рисков. Для различных наркотических веществ состав описи может существенно отличаться. Важно анализировать и своевременно фиксировать риски, связанные с потреблением новых видов наркотиков. Данную информацию следует использовать при формировании информационно-образовательной работы и принятии решений о характере и количестве распространяемых раздаточных материалов;
3. Количество потребителей того или иного типа наркотика, проживающих в зоне действия программы, что, соответственно, повлияет на планирование количества услуг, которыми их нужно охватить;
4. Человеческие ресурсы в наличии, позволяющие реализовать программу по принципу равный-равному. Например, количество обученных сотрудников-выходцев из ключевых групп, волонтеров, а также клиентов, предоставляющих услуги повторного охвата, или «вторичные услуги». Услуги повторного охвата предоставляются более опытными клиентами программ профилактики и лечения новичкам. Например, клиент, приходя на пункт обмена шприцев, берет информационные и расходные материалы не только для себя, но и для своего окружения, а также консультирует своих знакомых по принципу равный-равному о принципах снижения вреда.
5. Количество клиентов, охваченных услугами снижения вреда, включая тех, кто получил вторичные услуги, а также половых партнеров ЛУН, вовлеченных в информационно-образовательную работу, получающих тестирование и другие услуги.
Помимо мониторинга ситуации и работы программы, необходимого для правильной организации работы, гражданское общество активно вовлекается в общественный мониторинг и контроль за деятельностью различных участников ответа на эпидемию. Так, в структуре деятельности Глобального фонда гражданское общество активно участвует в стратегическом управлении, координации действий, и контроле за надлежащим выполнением программ на международном, национальном и местном уровнях.
На международном уровне из двадцати мест с правом голоса в Правлении Глобального Фонда десять отведено избирательным группам, внедряющим программы, а три из этих десяти мест занимают представители гражданского общества. Одно место отведено неправительственным организациям развитых стран, второе – НПО из развивающихся стран, а третье – сообществам людей, живущих с заболеваниями. Являясь частью Правления, они активно участвуют в разработке организационной стратегии, дизайне модели финансирования, надзоре за работой Секретариата и формировании политики.
На национальном уровне, гражданское общество активно участвует в процессах принятия решений через членство в Страновом Координационном Механизме (СКМ), национальном органе, отвечающем за разработку запросов на финансирование и контроль за внедрением программ.
Так, при СКМ обязательно существует надзорный комитет, который согласно плану надзора за реализацией программы, оценивает текущий прогресс реализации программы и дает основному реципиенту рекомендации. В надзорный комитет должны входить и представители гражданского общества. Хотя обеспечение осмысленного участия всех заинтересованных сторон по-прежнему остается трудной задачей, голоса этих организаций становятся слышны все больше.
Помимо участия в работе СКМ, гражданское общество играет ключевую роль в обеспечении полноценного странового диалога по вопросам ответа на эпидемии ВИЧ, туберкулеза и малярии. Пример важных решений, на которые можно повлиять через активное участие в страновом диалоге – решения о соотношении программных приоритетов и выделенного финансирования на различные компоненты ответа на эпидемии – включая долю средств, выделяемых на профилактику и лечение, а также долю средств, выделяемых на профилактическую, диагностическую или терапевтическую работу с различными целевыми группами.
На местном уровне организации гражданского общества, помимо прямого участия в обеспечении контакта с целевой группой и предоставлении услуг, также играют ключевую роль в контроле за внедрением программ и использованием ресурсов. Неправительственные организации представляют потребности и интересы уязвимых групп в разработке программ, а также осуществляют общественный контроль за тем, чтобы программы внедрялись в соответствии с утвержденными планами. Один из возможных инструментов – это участие НПО в местных координационных советах, построенных по таким же принципам, как и национальные.
Кроме того, гражданское общество играет важную роль адвоката Глобального фонда, как в смысле повышения осведомленности в странах-получателях, так и участия в фандрайзинговой работе с правительствами стран-доноров. Большинство организаций гражданского общества являются членами Сети Адвокатов Глобального фонда (GFAN), объединяющей структуры, квалификацию и опыт поддержки Глобального фонда, накапливаемый с 2002 года.
Важным инструментом работы гражданского общества по обеспечению участия в ответе на эпидемии являются дополнительные альтернативные исследования и оценки ситуации.
Естественно, страны собирают официальную информацию об эпидемических процессах, используют ее для планирования национальных программ и представляют на международном уровне. Например, страны готовят официальные отчеты и предоставляют их в Секретариат ЮНЭЙДС для мониторинга прогресса в выполнении целей, сформулированных в Политической декларации по ВИЧ/СПИДу 2011 года. Затем эти страновые отчеты о достигнутом прогрессе используются в итоговых годовых докладах ЮНЭЙДС о глобальной эпидемии СПИДа.
Однако при отсутствии контроля со стороны гражданского общества, официальные представители могут игнорировать или умалчивать проблемные моменты. Таким образом, теневые, или альтернативные, отчеты являются важной формой заполнения пробелов в информации о реальном положении дел с уязвимостью к ВИЧ, реальных потребностях уязвимых сообществ, и успехах и проблемах программ преодоления эпидемии. Такие исследования позволяют пролить свет на вопросы, связанные с маргинальными и стигматизированными группами населения, которые часто остаются без внимания в официальных отчетах и аналитических материалах, но играют важную роль в эпидемическом процессе. Теневые отчеты позволяют выявить препятствия на пути привлечения уязвимых групп к ответу на эпидемию и к доступу к жизненно важным профилактическим и медицинским услугам, указать на факты дискриминации уязвимых сообществ, ошибки и недочеты в распределении ресурсов и организации доступа к услугам. Альтернативные исследования и оценки позволяют также получить важные данные о численности целевых групп и масштабах распространения ВИЧ и других заболеваний в уязвимых группах, отсутствующие или некорректно отображенные в официальной статистике.
Помимо более детального и корректного описания ситуации, альтернативные отчеты выявляют истинные причины ограниченного доступа к услугам или роста заболеваемости в уязвимых группах, предлагают конкретные пути преодоления барьеров, повышения охвата и улучшения качества программ профилактики, выявления и лечения ВИЧ, туберкулеза и других инфекций.
Подача альтернативных отчетов в национальные и международные структуры, принимающие решения, а также публичное представление информации является инструментом адвокации, который позволяет повлиять на текущую ситуацию. Так, данные неформальных мониторинговых отчетов из Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Украины позволили Евразийской Коалиции по Мужскому Здоровью (ЕКОМ) проанализировать участие МСМ и трансгендеров в ответе на эпидемию в Восточной Европе и Центральной Азии и подготовить ряд практических рекомендаций по улучшению ситуации. Рекомендации основаны на тщательном профессиональном анализе, проделанном в дополнение к официальным отчетам о мероприятиях, направленных на преодоление эпидемий в регионе. Авторы отчета заявили о том, что «Отсутствие надежных статистических данных, стигматизация однополых отношений, принятая законодательная и нормативная политика ограничивают доступ МСМ и трансгендеров к информации о профилактике и лечении ВИЧ-инфекции и способствуют дальнейшему распространению эпидемии. Более того, это препятствует значимому участию МСМ и трансгендеров в процессах странового диалога и оказывает негативное влияние на планирование программ по ВИЧ/СПИДу.” “Мониторинговые отчеты, проведенные при поддержке ЕКОМ, показали, что группы МСМ и трансгендеров лишены возможности делиться своими знаниями и опытом в страновом диалоге. Во многих случаях они полностью исключены из диалога, СКК и других процессов планирования программ по ВИЧ/СПИДу. Они могут быть номинально представлены на национальном или местном уровнях, но реальное влияние с их стороны будет крайне низким.” “Страны ВЕЦА упускают ценную возможность использовать знания и опыт групп, наиболее уязвимых к эпидемии ВИЧ-инфекции. Кроме того, эти группы не могут защищать свои интересы и обеспечивать для себя доступ к жизненно важной информации, а также к услугам профилактики и лечения ВИЧ- инфекции”.
Альтернативные исследования и оценки позволяют также получить важные данные о численности целевых групп и масштабах распространения ВИЧ и других заболеваний в уязвимых группах, отсутствующие или некорректно отображенные в официальной статистике. Так, согласно отчету ЕКОМ «в Казахстане согласно официальным отчетам, основанным на результатах дозорного эпиднадзора, распространение ВИЧ-инфекции среди МСМ находится на уровне 1,2%, хотя исследования, проведенные различными НПО, свидетельствуют о 7-20%. Государство эти данные не признает. Следует отметить, что государственные исследования проводились без участия экспертов, обладающих опытом работы с МСМ. Из-за отсутствия надежной статистики, эпидемия ВИЧ-инфекции среди МСМ в Казахстане носит характер скрытой, а необходимость профилактической работы с этой группой не подчеркивается”.
Помимо более детального и корректного описания ситуации, альтернативные отчеты выявляют истинные причины ограниченного доступа к услугам или роста заболеваемости в ключевых группах, предлагают конкретные пути преодоления барьеров, повышения охвата и улучшения качества программ профилактики, выявления и лечения ВИЧ, туберкулеза и других инфекций.