Переход на самостоятельное финансирование программ преодоления эпидемий ВИЧ и туберкулеза в странах Восточной Европы и Центральной Азии
Вопрос перехода на самостоятельное финансирование национального ответа на эпидемии тесно связан с вопросом обеспечения устойчивости программ преодоления эпидемий ВИЧ и туберкулеза. Стратегия Глобального фонда на 2017-2022 годы уделяет этому вопросу особое внимание. Глобальный фонд использует ресурсы государств и частных доноров, направленные на усиление программ преодоления эпидемий. Такие ресурсы не будут предоставляться вечно. С повышением уровня дохода страны сами в состоянии финансировать борьбу с эпидемиями. По мере повышения способности стран выделять необходимые средства, Глобальный фонд и другие доноры переключаются на помощь в планировании и осуществлении перехода на самостоятельное финансирование.
Переход на самостоятельное финансирование – сложный процесс, требующий тщательного планирования и ресурсов. Глобальный фонд рекомендует начинать планирование перехода как минимум за 10 лет до прекращения внешнего финансирования*.
Своевременное начало планирования перехода на самостоятельное финансирование призвано помочь адресовать наиболее распространенные сложности и препятствия в таких сферах, как:
• закупки жизненно-важных товаров (например, государственные системы закупок могут быть малоэффективными и подверженными коррупционным схемам, приводящим к покупке медикаментов и других товаров медицинского назначения низкого качества по завышенным ценам),
• законодательные и регуляторные изменения, обеспечивающие возможность финансирования участия неправительственных организаций в ответе на эпидемии (например, во многих странах отсутствуют механизмы, позволяющие государственным структурам финансировать деятельность неправительственных организаций – госструктуры просто не могут перечислить в НПО необходимые для работы средства),
• устранение препятствий для предоставления необходимых услуг по профилактике, лечению, уходу и поддержке для ключевых сообществ (например, в стране могут существовать программы, предоставляющие услуги представителям ключевых сообществ, но в месте предоставления услуги клиентов могут подстерегать сотрудники правоохранительных органов.
Отсутствие программ аутрич для ключевых популяций делает недоступным выявление и лечение ВИЧ-инфекции для маргиналов, избегающих контакта с государственной системой здравоохранения).
*The Global Fund. Projected Transitions from Global Fund support by 2025 – projections by component. October 2016.
В последние годы Глобальный фонд настоятельно рекомендует странам готовиться к переходу заблаговременно. В организации разрабатываются стратегии и графики перехода. Первыми отказаться от помощи Глобального фонда и полагаться на собственные ресурсы должны страны с более высоким уровнем дохода и с наименьшим бременем эпидемии, то есть страны у которых больше денег и меньше работы по борьбе с эпидемиями. Время от времени Глобальный фонд оценивает ситуацию в странах и определяет не изменился ли уровень дохода и эпидемическая ситуация. Страны, перешедшие в более «богатую» группу, или в которых задача преодоления эпидемии является относительно легкой, посильной для страны и не требующей посторонней помощи, должны постепенно переключаться на самостоятельное финансирование. Вначале поддержка Глобального фонда переключается с предоставления услуг на совершенствование системы здравоохранения и стратегии преодоления эпидемий. А затем и вовсе ограничивается помощью в подготовке к переходу на собственные ресурсы. Странам, которым по уровню дохода и бремени эпидемий уже не полагается внешняя помощь, дается до трех лет для осуществления перехода на практике. А весь цикл подготовки и внедрения перехода может длиться до десяти лет.
Страны Восточной Европы и Центральной Азии характеризуются различной степенью готовности к переходу на самостоятельное финансирование. По оценкам Евразийской Сети Снижения Вреда в пяти странах региона (Албании , Боснии и Герцеговине , Македонии , Черногории и Румынии ) степень готовности перевести программы снижения вреда с Глобального фонда на внутренние источники финансирования варьировалась от 19% до 47%.
Основными препятствиями на пути к обеспечению устойчивого внутреннего финансирования программ являются:
• Недостаток внутреннего финансирования;
• Политическая нестабильность;
• Отсутствие политической воли и приверженности (заинтересованности, ответственного отношения к решению данного вопроса);
• Отсутствие необходимых навыков для управления и координации национальных программ;
• Отсутствие стратегии и планов по развитию системы здравоохранения;
• Неспособность соответствующих агентств закупить нужные препараты; а также
• Отсутствие механизмов финансирования неправительственных и общественных организаций для предоставления услуг.
В некоторых странах сложности также включают плохую оснащенность лабораторий, клиник, слабую подготовку медицинского персонала, а также недостатки управления предоставлением услуг по тестированию, лечению, консультированию и обеспечению приверженности.
Даже в странах относительно готовых к переходу, требуются слаженные действия заинтересованных сторон при поддержке Глобального фонда и других доноров и активном участии гражданского общества и организаций, представляющих интересы ключевых сообществ, для того, чтобы обеспечить своевременное завершение процессов перехода. Следует обратить особое внимание на то, что помимо обеспечения перехода программ на внутреннее финансирование в нынешнем объеме, перед странами стоит задача существенного их расширения, поскольку в подавляющем большинстве стран региона нынешние охваты программ, особенно направленных на ключевые популяции, не обеспечивают эффективности профилактических программ и своевременного выявления ВИЧ-инфекции в ключевых сообществах.
Подготовка перехода ведется по четырем направлениям:
1. Совершенствование политических стратегий и законодательства. Часто требуется изменение законов, приказов и инструкций, поскольку некоторые из них могут препятствовать эффективному предоставлению профилактических и медицинских услуг, в особенности среди ключевых групп населения. Важной задачей является разработка и внедрение механизма государственного финансирования неправительственных организаций, в частности механизма финансирования НПО, представляющих интересы и предоставляющих профилактические и медицинские услуги ключевым сообществам. Важно также изменить законы и инструкции, мешающие работе неправительственных организаций;
2. Вовлечение гражданского общества в управление программами. Необходимо создавать условия для вовлечения гражданского общества в разработку, внедрение и мониторинг национальных стратегических и рабочих планов по контролю заболеваний, определение, признание и согласование роли гражданского общества в выполнении запланированных мероприятий;
3. Обеспечение финансирования программ. Улучшения, как правило, касаются финансирования деятельности неправительственных организаций путем включения финансирования НПО в бюджеты национальных планов преодоления эпидемий, разработки типовых контрактов для привлечения НПО к внедрению программ, разработки механизмов и процессов финансовой и программной отчетности, и определения механизмов финансирования;
4. Организация внедрения программ. Важно обеспечить привлечение НПО для осуществления профилактической и медицинской деятельности (в рамках национальных стратегий и рабочих планов, а также проектов, финансируемых донорскими организациями); предоставление НПО финансирования для выполнения конкретных мероприятий; объединение результатов мониторинга деятельности государственных структур и НПО в единой национальной системе мониторинга; создание механизма публикации отчетов общественного мониторинга.
Переход на самостоятельное финансирование требует выделения средств на продолжение профилактических и медицинских программ за счет государственных бюджетов.
Однако, помимо увеличения государственных ассигнований следует уделять внимание и другим аспектам подготовки перехода, включая следующие:
• Более точное планирование, основанное на тщательном изучении ситуации на местах. Более точные расчеты численности целевых групп, уровней распространенности ВИЧ и других эпидемических параметров позволяет поставить четкие и выполнимые задачи, определить потребность в ресурсах, отобрать наиболее подходящих исполнителей, определить источники средств и механизмы финансирования;
• Более разумное использование ресурсов. Например, в некоторых странах существуют различные системы закупок и снабжения медицинскими препаратами для ВИЧ и для туберкулеза. Объединение таких систем в одну позволит сэкономить ресурсы. Другой пример - создание единой лабораторной базы для всех инфекционных заболеваний. Такая оптимизация часто встречает сопротивление со стороны людей, стремящихся избежать потери влияния и ограничения свободы в принятии решений и распоряжении ресурсами, а то и полного сокращения их должностей и программ и отделов, которыми они управляют. В процессе перехода важно также не потерять уже приобретенные навыки и потенциал, оптимально задействовать технические и человеческие ресурсы. Существует, например, риск потерять при переходе на государственное финансирование квалифицированных сотрудников, оплачиваемых из международных источников;
• Проведение разъяснительной работы среди местных чиновников и местного населения по механизмам внедрения программ и роли ключевых сообществ. Работа со стигматизированными ключевыми группами не популярна среди политиков и общего населения и требует постоянной поддержки активистов и адвокатов гражданского общества. С переходом на государственное финансирование высока вероятность существенного сокращения программ профилактики. Если в лечении есть прямо заинтересованные люди (хотя не все пациенты в состоянии за себя постоять), и государство вынуждено как-то обеспечивать предоставление лечения, то в профилактике непосредственный интерес бенефициаров (людей, среди которых проводится профилактическая работа) не столь ощутим и очевиден. В результате профилактические задачи зачастую отодвигаются на задний план, уступая более острым проблемам, связанным с лечением. В отличие от лечения, воплощенного в конкретных пациентах, персонифицировать профилактические задачи значительно труднее.
• Защита прав человека, укрепление сообществ и гендерного равенства. Криминализация и дискриминация препятствуют преодолению эпидемий. Так, при криминализации потребления наркотиков, секс-работы или гомосексуальных отношений будет сложно вести речь о реализации и финансировании государством профилактических подходов. Ограничения, накладываемые на работу неправительственных организаций, сделают затруднительной их работу с ключевыми группами по социальному заказу. А игнорирование гендерной дискриминации и насилия ограничит доступ к жизненно важным услугам для ключевых групп.
Учитывая вышеизложенное, активное участие гражданского общества в планировании и реализации перехода является важным условием качественного выполнения национальных программ и обеспечения преодоления эпидемий в будущем. Основными площадками для участия в планировании и реализации перехода могут быть страновые координационные механизмы (СКМ) и страновой диалог. Активно вовлекаясь в обсуждение приоритетов национального ответа на эпидемию и отстаивая важные интервенции и направления работы, представители гражданского общества и ключевых популяций могут обеспечить необходимый охват и качество профилактических и лечебных программ после перехода на самостоятельное финансирование.
Одними из основных направлений работы и принципов, которые приходится отстаивать неправительственному сектору в процессе перехода на внутренние ресурсы, являются:
• Приоритетность аутрич (эффективного выхода на ключевые целевые группы, поиска клиентов и удержания их в программах);
• Значение профилактической работы и выявления инфекций в ключевых группах населения;
• Роль гражданского общества и ключевых популяций, а также сотрудничества неправительственных организаций, организаций здравоохранения и местных властей в планировании и внедрении интервенций включая планирование и постановку задач на местном уровне;
• Потребности ключевых популяций и их роль в формировании комбинаций профилактических и лечебных услуг.