Alliance

Роль спільнот у відповіді на епідемії

Урок 7

Роль гражданского общества в разработке программ: «Страновой диалог» и легитимность представительства


Глобальный фонд и национальное лидерство в ответах на эпидемии


Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией является сегодня крупнейшим международным донором, финансирующим национальные программы противодействия трем заболеваниям. Во многих странах Восточной Европы и Центральной Азии Глобальный фонд – основной источник финансирования ответа на эпидемии ВИЧ и туберкулеза. Вместе с тем, при реализации программ Глобальный фонд прежде всего ориентирован на укрепление лидерства и ответственности в самих странах. Именно поэтому программы Глобального фонда реализовываются в рамках национальных стратегических планов ответа на эпидемии.

Кроме того, значительные усилия прилагаются для укрепления роли государственных и других структур в ответе на эпидемии, а также согласования действий со всеми значимыми организациями и агентствами.

Таким образом, активное и значимое участие представителей и организаций гражданского общества и ключевых сообществ в разработке и внедрении программ Глобального фонда является возможностью влиять в целом на национальную стратегию преодоления эпидемий и участвовать в формировании нынешних и будущих интервенций.


Страновой диалог


Основой координации действий всех заинтересованных сторон является страновой диалог. Страновой диалог – термин, введенный Глобальным фондом для обозначения комплексного переговорного процесса, направленного на согласование всеми заинтересованными сторонами стратегии преодоления эпидемии в стране и параметров гранта, запрашиваемого у Глобального фонда, а также на обеспечение эффективного внедрения программ.

Участниками Странового диалога являются буквально все заинтересованные стороны. Правительство может быть представлено министерствами здравоохранения и финансов, например, а также медицинскими организациями. Кроме правительства участие в диалоге принимают коммерческие организации, академические структуры, и, конечно, представители ключевых сообществ и людей, живущих с заболеваниями.

В рамках Странового диалога все они обсуждают национальную стратегию, потребности и пробелы в ресурсах, и сумму, которую страна будет запрашивать в виде помощи от Глобального фонда. На основе этого обсуждения составляется заявка в Глобальный фонд на получение гранта.

Страновой диалог важен для согласования различных и, возможно, противоречащих друг другу интересов разных групп и структур.

Как ни парадоксально, одной из сложнейших задач в Страновом диалоге, как правило, является обеспечение соответствия переговоров и их содержания логике эффективного ответа на эпидемию. Частные интересы сторон могут увести обсуждения в сторону и привести к принятию решений, противоречащих задачам обеспечения эффективного ответа на эпидемии.

Если в стране уже есть Страновой Координационный Механизм (СКМ; Страновой Кординационный Комитет, СКК), то Страновой диалог может быть организован именно этой структурой. Если СКМ нет, то представители правительства, гражданского общества, международных организаций и других заинтересованных сторон могут создать инициативную группу для проведения Странового диалога. Кроме достижения согласия относительно стратегии программы и содержания заявки в Глобальный фонд, важной задачей для Странового диалога является выбор членов Странового Координационного Механизма.

Начавшись примерно за год до подачи заявки, страновой диалог должен оставаться активным и далее, на всех следующих этапах получения и реализации гранта. В идеале он должен продолжаться и после завершения программы, став устойчивой частью национальной системы координации усилий по борьбе с заболеваниями.


Страновой Координационный Механизм


Координацию разработки и внедрения программ, финансируемых Глобальным фондом, осуществляют координационные механизмы национального уровня - Страновые Координационные Механизмы (СКМ). Члены СКМ представляют интересы заинтересованных сторон на национальном уровне в области борьбы с ВИЧ, туберкулезом и малярией. СКМ является механизмом эффективного сотрудничества государственных и частных структур, двухсторонних и многосторонних партнеров и гражданского общества. Члены СКМ представляют соответствующие сектора и избирательные группы, а совокупно – все население той или иной страны.



При формировании СКМ Глобальный фонд предлагает классифицировать всех заинтересованных участников борьбы с эпидемиями, как представителей определенных секторов, которые должны быть представлены в координационных процессах.

Первый сектор – правительство. Оно может быть представлено сотрудниками министерств здравоохранения, финансов, медицинских экспертных организаций, таких как Центр СПИДа или Институт туберкулеза, и так далее. Как правило, представители правительственного сектора в координационных процессах назначаются в соответствии с их должностными обязанностями. Например, министр здравоохранения может делегировать в СКМ своего заместителя, отвечающего за реализацию национальной программы ответа на эпидемию.

Второй сектор – представители гражданского общества, среди которых могут быть сотрудники и члены НПО, представители ключевых групп, а также людей, живущих с заболеваниями. Второй сектор также включает в себя коммерческие и религиозные организации. В данном секторе формируются избирательные группы, каждая из которых сама определяет своего представителя, согласно прозрачному и задокументированному процессу.

В третий сектор включены двухсторонние и многосторонние агентства, такие как ВОЗ, ЮНЭЙДС, ПРООН, Агентство США по Международному Развитию (USAID) или Министерство Международного Развития Великобритании (DFID). Как правило, представители данных организаций на руководящих должностях предлагаются в качестве членов СКМ.

Поскольку возможности представительства в СКМ ограничены количеством его членов, члены СКМ часто избираются так, чтобы представлять интересы сразу нескольких заинтересованных групп. На практике такой подход часто означает слабое представительство негосударственного сектора и особенно ключевых сообществ. Поэтому представителям гражданского общества следует добиваться более сбалансированного состава СКМ в соответствии с характером национальной эпидемии и соответствующих ролей каждой избирательной группы в стратегии ее преодоления.

СКМ координируют как разработку программы, так и ее эффективное и своевременное выполнение, а также эффективный надзор и оценку внедрения. Все заинтересованные стороны должны участвовать во всех этих процессах. В условиях концентрированных эпидемий значимое участие основных затронутых групп населения является особенно важным вследствие их роли в эпидемическом процессе, разработке и внедрении эффективных механизмов преодоления эпидемий.


Легитимность представительства гражданского общества в координационных процессах


Глобальный фонд рекомендует, чтобы представители гражданского общества составляли не менее 40% от числа всех членов СКМ. На практике важно обеспечить, чтобы представители гражданского сектора были в действительности независимыми от государственных структур. Например, включение в состав СКМ неправительственной организации, созданной министерством здравоохранения или возглавляемой высокопоставленным чиновником не расширяет, а наоборот сужает представительство неправительственного сектора. Место, выделенное в структуре СКМ для представителей гражданского общества, фактически отдается государственным служащим. Общепринятым сегодня является включение в состав координационных механизмов людей, живущих с заболеваниями или перенесших их. Многие признают и необходимость включения людей, представляющих наиболее уязвимые сообщества (ключевые затронутые популяции). Глобальный фонд требует включения таких представителей в структуру координационных механизмов, однако признает, что не всегда это возможно на практике.

Основные затронутые группы населения включают:

  • женщин и девочек;

  • мужчин, практикующих секс с мужчинами;

  • транссексуальных лиц;

  • потребителей инъекционных наркотиков;

  • мужчин, женщин и транссексуальных лиц, являющихся работниками секс-бизнеса, и их клиентов;

  • заключенных;

  • беженцев и мигрантов;

  • лиц, живущих с ВИЧ;

  • подростков и молодежь;

  • уязвимых детей и сирот, а также

  • группы населения, находящиеся в сложной гуманитарной ситуации.


Участие людей из ключевых затронутых групп в Страновом диалоге и в работе СКМ может быть осложнено социальной изоляцией, бедностью, нелегальным статусом деятельности, в которую они вовлечены, а также глубоко укорененной стигмой в их отношении. Кроме того, определенная часть ключевых групп может быть более активной и лучше вписываться в переговорные процессы, чем другие. Например, в сообществе людей, употребляющих наркотики, более активными могут быть клиенты программ заместительной поддерживающей терапии (сокращенно – ЗПТ). Следует, однако, учитывать, что пациенты ЗПТ представляют лишь один из сегментов сообщества людей, употребляющих наркотики, и их потребности и мнение могут серьезно отличаться от того, в чем нуждаются и как видят ситуацию те, кто не имеет доступа к ЗПТ.



Заинтересованная группа (например, сообщество трансгендеров) должна убедиться в том, что представитель общей избирательной группы (например, группы представляющей ЛГБТ сообщество, или наиболее уязвимые сообщества) сможет объективно представлять их интересы в работе СКМ, будет информировать об обсуждениях и советоваться для выработки общей позиции, которую такой представитель будет отстаивать в координационном комитете. Чем регулярнее и интенсивнее консультации члена СКМ с избирательной группой, тем лучше член СКМ понимает потребности, интересы и позицию группы, и тем лучше (объективнее и эффективнее) он или она сможет представлять группу в работе координационного механизма.



В условиях ограниченной активности со стороны самих ключевых групп и людей с заболеваниями их интересы могут представлять другие заинтересованные стороны. Важно, чтобы такие представители хорошо подходили для этой роли. Ниже, в качестве примера, в порядке от лучшего к менее эффективному, перечислены некоторые из возможных агентов для представления интересов ключевых групп и людей, живущих с заболеваниями.

Могут быть эффективными представителями:

• Представители организаций и сетевых объединений ключевых групп и людей, живущих с заболеваниями (национальных, региональных, любых функционирующих сетей, работающих на данной территории);

• Отдельные активисты сообществ, проявившие себя в организации работы по профилактике и лечению, и, возможно, работающие в сервисных НПО в качестве сотрудников или волонтеров;

• Сотрудники сервисных НПО, не относящиеся к ключевым сообществам или людям, живущим с заболеваниями, однако продемонстрировавшие свою приверженность защите прав, интересов и здоровья ключевых сообществ.

НЕ могут быть эффективными представителями интересов и потребностей ключевых сообществ:

• Государственные структуры;

• Государственные и частные медицинские и реабилитационные центры, например, наркологические или дермато-венерологические клиники;

• Представители иностранных и международных организаций;

• Представители коммерческих структур, например, фармацевтических компаний;

• Отдельные НПО и их объединения, не имеющие опыта работы с ключевыми группами и людьми с заболеваниями;

• Любые организации и лица, не знакомые с потребностями и особенностями уязвимых сообществ, а также с эффективными методами профилактики, выявления и лечения ВИЧ, туберкулеза и малярии в ключевых группах.

Государственные учреждения и коммерческие структуры, иностранные и международные организации имеют определенные стратегии и конкретные задачи, не всегда соответствующие интересам определенных групп населения, включая группы подверженные наибольшему риску инфицирования. Кроме того, организации зачастую испытывают недостаток в ресурсах и вынуждены принимать решения о распределении средств, которые не всегда совпадают с интересами и потребности ключевых сообществ.

Скачать материал урока №7 в формате pdf.

Перевірте свої знання, пройдіть тест до цього уроку.

Пройти тест

Уроки цього курсу: